На Международном ПЛАС-Форуме «Платежный бизнес и денежное обращение 2024», проходившем в Москве 10-11 сентября 2024 г., с докладом «Отраслевая стратегическая трансформация: взаимодействие в действии» выступила к.ю.н. Е.В.Меланич, Председатель Правления Ассоциации «НДО».
В своем выступлении Елена Меланич отметила, что наука давно уже показала, что сложные системы (а отрасль НДО представляет именно такую) не имеют единого центра управления и критически зависят от активности и взаимодействия ее участников. Еще одним важным элементом управления сложных систем является развитое взаимодействие вертикали регулирования и горизонтали гражданских институтов.
К важным предпосылкам стратегической трансформации отрасли НДО можно отнести:
— консультативный доклад Банка России
— формирование гражданских институтов, способных взаимодействовать с регулятором
— начало нового организационного подхода организаций сферы НДО - системная управленческая инженерия
Елена Меланич отметила, что Банк России впервые в мировой истории центральных банков опубликовал консультативный доклад, посвященный наличным деньгам, их ценности в системе общей денежной массы и впервые сделан акцент на важную роль наличных в обеспечении национальной безопасности; форма «консультативный доклад» отражает его ключевой момент: Банк России выносит на широкое обсуждение вопросы, решение которых направлено на принятие сбалансированных и компетентных решений для укрепления устойчивости наличного денежного обращения в нашей стране.
Обеспечение устойчивости НДО в целом означает в том числе способность непрерывно осуществлять качественные услуги банкам, предприятиям, населению, быстро восстанавливаться при возникновении любых сбоев.
Наиболее важные сдерживающие факторы в достижении такой устойчивости – это высокий уровень сложности инфраструктуры организаций по предоставлению услуг и риски, присущие как спросу, так и предложению ресурсов.
Ключевыми драйверами, определяющими устойчивость и развитие инкассации и перевозки ценностей, являются:
— Повышение точности прогнозирования спроса;
— Внедрение инновационных стратегий обслуживания;
— Повышение качества сервисов и прослеживаемости маршрутов, улучшение сквозной прозрачности процессов;
— Технологическая адаптация и взаимодействие нескольких операторов услуг инкассации и перевозки ценностей;
— Цифровизация процессов, внедрение адаптивного управления для удовлетворения заказов;
— Балансировка затрат и уровня обслуживания заказчиков, тарифная сбалансированность;
— Равномерность услуг по всем регионам страны;
— Качество тендерной документации заказчиков.
Пути результативного управления важными для национальной безопасности страны отраслями — это исключительно государственное регулирование, и при должном развитии – взаимодействие государственного регулирования с обязательным саморегулированием, т.е. СРО. Стоит также учесть, что необходимость государственного регулирования в НДО обязательна не только потому, что это финансовый сектор, но что объективно присутствует обязательное отягощение процессов инкассации и перевозки ценностей дорогостоящими мерами обеспечения безопасности. Если не будет обязательного регулирования, будет присутствовать так называемое недопустимое явление «конкуренция на безопасности», т. е. игнорирование важных для жизни и здоровья правил.
В связи с тем, что сегодня Банк России не регулирует организации, занимающиеся перевозкой ценностей (есть организации помимо подконтрольных Банку России, которые в соответствии с ГК РФ могут заниматься перевозкой ценностей, они могут привлекаться для перевозки наличных денег), возникает конкуренция между организациями, которые подчиняются разным правилам и, соответственно, имеют разные затраты. Более того, в связи с изначально сложившимися в нашей стране правовыми основаниями такое положение наблюдается и на поле регулируемых Банком России организаций: есть организации, которым разрешено иметь оружие и есть организации, которые должны привлекать ЧОО (частные охранные предприятия). Представляется, что регулирование должно быть организовано по единым правилам и требованиям, исходящими от Банка России.
Наличие СРО не устраняет регулирование Банка России, а призвано делает его более современным и эффективным. Это возможно на основе правового вовлечения отраслевых организаций в разработку стандартов, их сопряжения с новыми технологическими решениями, согласования с процедурами заказчиков, а также выработки современных правовых механизмов обязательного соблюдения принятых стандартов и правил.
Системная работа СРО под кураторством Банка России (Банк России выдвигает основополагающие требования, контролирует работу СРО) может осуществить гармонизацию всех интересов, минимизацию шансов допустить ошибки, в том числе в принятии государственных регулирующих решений. Конечно, такая работа предполагает высокую отраслевую культуру и ее создание требует сил и времени.
В выступлении было отмечено взаимодействие Банка России и Ассоциации «НДО» в направлении создания стандартов на услуги инкассации и перевозки ценностей, способствующих устойчивости отрасли.
Важной новацией в консультативном докладе является намерение по созданию системы поддержания сбалансированной тарифной политики организаций по предоставлению услуг инкассации и перевозки ценностей. При разности правил работы по предоставлению услуг инкассации и перевозки ценностей существующим рыночным механизмам невозможно без проблем для отрасли регулировать цены, необходимо создавать специальные меры.
Елена Меланич обращает внимание и на другую новацию в докладе Банка России – возможности по созданию условий для цифровизации сферы наличного денежного обращения. Представляется очевидным, что процессы наличного денежного обращения охватывают не только отдельные организации, но их цепочки и сети, включая подразделения Банка России, заказчиков. Поэтому создание Банком России условий для цифровизации, а можно другими словами сказать условий для системы современного управления, трудно переоценить.
Важным аспектом устойчивости НДО является взаимодействие отраслей наличного, безналичного и обращения цифрового рубля. Эти отрасли должны не конкурировать, но комплексно и технологично взаимодействовать, обеспечивая процессы «перетекания» одних форм денег в другие.
Существенным инструментом поддержки работы отрасли НДО должна явиться не столько реклама отдельных услуг, адресованная определенному кругу лиц с целью привлечения их внимания, но грамотная популяризация отрасли НДО, которая должна оказывать влияние на отношение государственных структур, предприятий, населения к наличным деньгам и системе их обращения, усиливать уважение и понимание важности роли наличных в обеспечении национальной безопасности страны и усилий организаций отрасли в обеспечении общественной безопасности. Далеко не все понимают специфику противодействия преступным посягательствам на наличные деньги, это надо пояснять и профилактировать.
На современном этапе можно отметить недостаточность системы межведомственного взаимодействия, а также государственно-общественного взаимодействия для целей устойчивости наличного денежного обращения страны. В этом направлении Банк России сегодня осуществляет систему новых мер.
В заключении Елена Меланич еще раз поздравила всех с 85-летием Дня Инкассатора и отрасли НДО!