Правлением Ассоциации организаций в сфере наличного денежного обращения, инкассации и перевозки ценностей 31.08.2022 актуализированы и единогласно приняты миссия, главные цели, целевые аудитории и ценности Ассоциации НДО:
Миссия Ассоциации НДО:
Содействовать развитию системы наличного денежного обращения России и обеспечению ее устойчивости, направленной на удовлетворение всех потребностей населения, предпринимателей, юридических лиц, работников сферы наличного денежного обращения и других участников системы
Главные цели Ассоциации НДО:
Во взаимодействии с Банком России способствовать созданию механизмов устойчивости НДО; мониторинг проблем функционирования системы НДО; информирование заинтересованных сторон, регулятора; развитие потенциала отраслевого управленческого взаимодействия и формирование в России действенного сообщества профессионалов сферы НДО
Целевая аудитория:
Управленцы сферы НДО, работники сферы НДО, регуляторы и другие релевантные государственные структуры, банковские ассоциации, отраслевые вендеры, специализированные СМИ и релевантные конференции
Наши ценности:
- Всесторонние экспертные знания в области НДО
- Тесное взаимодействие с Банком России
- Создание и соблюдение разумных правил, продвижение инициатив, направленных на принятие поддерживающих отрасль законов
- Необходимое сочетание открытости и конфиденциальности
Знакомьтесь – Ассоциация наличного денежного обращения (НДО)
Разумность – главный принцип и руководство к действию
Ассоциация наличного денежного обращения (НДО) существует уже три года, а если отсчитывать историю этого профессионального объединения с момента создания Отраслевой площадки НДО – то уже больше пяти лет. На своем «знамени» Ассоциация написала всего лишь одно слово – разумность! И в каждом своем решении, в каждом своем действии она неуклонно стремится придерживаться этого принципа
Наверное, у многих возникнет вопрос, какое отношение этот термин может иметь к наличному денежному обращению. На наш взгляд, разумность – это высшая точка мироздания, всех процессов, всех отраслей экономики. Необходимо, чтобы этому принципу подчинялось все происходящее, в том числе, и в сфере наличного денежного обращения. А под словом «разумность» на нашем флаге можно было бы написать: давайте сделаем российскую отрасль НДО номером один в мире по уровню организации, по технологичности и по профессионализму людей, которые в ней работают.
2014-й год – новая точка отсчета
Почему именно в этом году, когда, казалось бы, бурно расцветали электронные платежные инструменты, появилась Отраслевая площадка НДО, ставшая прямым предвестником создания Ассоциации НДО? Сыграл свою роль целый ряд факторов.
Первый из них - людям свойственно переставать замечать то, к чему они привычны от рождения – например, к воздуху. Они дышат им, и даже не задумываются, что в силу некоего природного катаклизма или в силу иных причин он может исчезнуть. С каждым годом для все возрастающего числа людей естественным становится оплачивать товары и услуги с помощью компьютеров и мобильных телефонов. И это – позитивная тенденция, несущая с собой позитивные перемены в нашей жизни, поскольку для нас, как для потребителей, упрощаются все платежные процессы.
Но… «остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Что, если за этим прекрасным мгновением настанет другое – когда возможность совершать платежи по мобильному телефону или с помощью стационарного компьютера исчезнет? Вряд ли для вас будет важным, произойдет ли это в силу некоего технологического сбоя, диверсии или в силу климатического катаклизма. Главное – в том, что вы лишитесь на какое-то время того самого воздуха, которым уже привыкли дышать! Интересные прогрессивные вещи в этот момент станут совершенно неважными, и мы все, если такое произойдет, будем вынуждены массово вернуться к наличному денежному обороту.
А дальше неизбежно возникает вопрос – а если он к этому моменту не будет нормально функционировать? Если он будет отягощен целым рядом нерешенных проблем, потому что никто не занимался урегулированием этих проблем, считая, что «электронно-платежная музыка» будет вечной? Тогда эти проблемы мгновенно выйдут на передний план, и превратятся в колоссальную головную боль для миллионов людей, а для государства – в серьезный социальный и даже политический вызов, угрожающий его стабильности. Поэтому, как говорили древние, хочешь мира – готовься к войне. Хочешь нормального функционирования платежной системы – думай и заботься не только о бесперебойной работе интернета, но и о том, чтобы был отлажен на должном уровне наличный денежный оборот.
Второй фактор – как и в других случаях, проблематика в НДО проявлялась постепенно. Некоторые компании сталкивались с рисками безопасности в этой сфере в большей мере, некоторые – в меньшей. Должно было пройти время, должен был накопиться как негативный, так и позитивный опыт – иными словами, количество должно было перейти в качество. И так вышло, что этот «перелом» произошел именно в 2014 году, когда компании отрасли от разговоров о необходимости создать единую площадку для обсуждения проблем, перешли к конкретным действиям.
Третий фактор, неразрывно связанный со вторым – именно к 2014 году пришло осознание того, что проблемы отрасли не могут быть решены на сугубо локальном уровне отдельных компаний. Они являются более масштабными, находящимися на более высоком уровне системы. Коль скоро так, то их решение требует не только объединения сил, но и выработки системного подхода к анализу и урегулированию этих проблем. А выработка такого подхода, в свою очередь, требует не только финансирования, и не только создания некоей организации, будь то отраслевая площадка или ассоциация. Требуется, чтобы люди, занимающиеся этой работой, горели ей, и «не остывали», даже понимая, что проблемы на самом деле являются еще более сложными, чем это могло показаться на первый взгляд.
И четвертый фактор – у любого процесса должны быть модераторы. Это те, кто умеет организовывать максимально комфортный, а, значит, и максимально эффективный диалог между участниками отрасли, регулятором, законодателями, профильными министерствами, обществом и т.д. Такой диалог, участвуя в котором специалисты будут не бояться высказывать даже самые спорные мысли и идеи, потому что любая такая идея может стать катализатором для рождения другой, правильной и реализуемой на практике.
Мы должны понимать, что не может быть конвейера инноваций, не надо, как говорят англичане, пытаться boil the ocean – вскипятить океан. Но можно создать площадку, на которой инновационные идеи и предложения смогут постоянно появляться на свет, под них будут подбираться необходимые технологии, и шаг за шагом они будут претворяться в жизнь.
От Отраслевой площадки – к Ассоциации
Но любая профессиональная площадка, какой бы хорошо организованной она не была, постепенно перерастает свои границы, и становится очевидным, что нужна именно Ассоциация. Главное, но не единственное отличие – в том, что Ассоциация – это юридическая организация, ведущая хозяйственную деятельность. Кроме того, конечно же, отношения между членами Ассоциации более серьезные, чем между компаниями, собирающимися время от времени на отраслевой площадке. Члены Ассоциации участвуют в ее работе и финансово, и организационно, и на интеллектуальном и профессиональном уровне. Иначе говоря – это гораздо более серьезные отношения и взаимосвязи.
Устранять разрыв между нормативными документами и деловой практикой
Одной из главных наших задач мы считаем именно организацию этого процесса так, чтобы он сопровождался минимальными рисками. Зачастую инкассация воспринимается очень узко – исключительно как транспортировка денежных наличных средств из пункта «А», например, из розничной торговой точки, в пункт «Б», в отделение банка. На деле же это сложный многосоставной процесс, включающий в себя проверку контрагента, прием денег, их транспортировка в специальные центры, где наличные средства пересчитывают, проверяют и только после этого зачисляют на счет.
И весь этот процесс от начала до конца обременен серьезными рисками. Поэтому инкассацией не могут заниматься компании, не соответствующие определенным и четко прописанным требованиям безопасности. Безусловно, есть стандарты, в которых эти требования прописаны, но сама жизнь учит нас, что деловая практика в своем развитии всегда опережает и будет опережать стандарты.
Какой, с учетом этого, должна быть одна из важнейших задач Ассоциации? – Определять те «точки», где наблюдается отставание стандарта от деловой практики, анализировать причины этого отставания, приводить в соответствие, взаимодействовать с регулирующим органом, формулировать предложения по тому, как следует изменить те или иные положения стандарта, чтобы устранить разрыв между нормативным документом и деловой практикой.
Системная работа с вендорами
И сам процесс инкассации, и обеспечение безопасности немыслимы в современном мире без технологической составляющей. Все субъекты экономической деятельности заинтересованы в том, чтобы передача средств, их транспортировка и зачисление их на счета проходили как можно быстрее, а это невозможно без применения современных и высоко эффективных технологических решений. Поэтому еще одной нашей ключевой задачей мы считаем системную работу с вендорами. Не с каждым в отдельности, а с теми участниками рынка, которые готовы работать в команде, на благо не только своих клиентах, но и рынка решений, обеспечивающих процесс инкассации в целом.
Саморегулирование отрасли как высшая форма организации
Мы рассказали о принципах, в соответствии с которыми действует Ассоциация, и о задачах, которые мы ставим перед собой. Расскажем теперь и о том, что мы считаем самой главной нашей долгосрочной целью. Это, безусловно, саморегулирование отрасли – не простое лицензирование компаний, работающих в ней, а именно саморегулирование, когда участники объединения берут на себя определенные права и обязанности. И в случае невыполнения этих обязанностей они лишаются возможности в дальнейшем осуществлять свою деятельность.
Специфика нынешней ситуации такова – на сегодняшний день инкассация не рассматривается как отрасль, в которой обязательно должно быть саморегулирование, в отличие, например, от строительства и ряда других отраслей. Нам такой подход представляется ошибочным: в процессе инкассации 60-70% составляют риски в сфере безопасности, причем в данном случае речь идет не только о безопасности перемещаемых материальных объектом, но и о безопасности людей, которые участвуют в процессе инкассации, и даже людей, которые не имеют отношения к этому процессу, а просто оказались рядом во время транспортировки или передачи средств. Причем в случае с людьми это риски для их жизни и здоровья. И одного этого достаточно для понимания того, что саморегулирование здесь необходимо!
Итак, что же такое Ассоциация НДО сегодня?
Это высокопрофессиональный состав Правления. Это Экспертный совет, в котором принимают участие 27 профессиональных организаций, деятельность которых связана непосредственно с процессами НДО.
Это 7 членов, в числе которых РОСИНКАС, ФГУП ГЦСС, Газпромбанк, Сбербанк, Россельхозбанк, Инкахран и Почта-Банк. Эти организации осуществляют практически 90% денежного наличного обращения в нашей стране.
Это взаимодействие с крупнейшими компаниями-вендорами.
Это сотрудничество с иностранными партнерами, работающими в сфере инкассации и в сфере обеспечения безопасности.
Это постоянный диалог с компаниями различных отраслей нашей экономики и с профессиональными ассоциациями, такими как Ассоциация «Россия», Ассоциация российских банков, Ассоциация компаний розничной торговли и «Деловая Россия».
Это постоянный диалог с государственными организациями, регуляторами рынка, профильными министерствами и ведомствами: Банком России, МВД и непосредственно ГИББД, Росгвардии, Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной Палатой, Московской автодорожной инспекцией и т.д.
Это активное участие в законотворческой и экспертной деятельности – например, в разработке "Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 29.01.2018 N 630-П); «Правил дорожного движения», концепции нового федерального закона об инкассации; внутреннего стандарта по инкассации, технологического стандарта ТАУ ШКИ Банка России о формате штрих-кодов при передачи ценностей и т.д.
И, конечно же, это планы, цели, задачи и перспективы дальнейшего и количественного и качественного роста Ассоциации – по профессиональному уровню, по числу членов, по эффективности взаимодействия с регулятором рынка, по созданию условий для саморегулирования отрасли денежного наличного обращения!