Сергей Касьян: «Для такой важной сферы, как инкассация, нужен целый пул обязательных отраслевых стандартов»
Утвержденный в мае с. г. III Съездом Ассоциации банков России «Стандарт качества услуг инкассации и перевозки ценностей» стал важнейшим документом для отрасли, определив критерии, которым должна соответствовать одна из самых востребованных в процессе наличного денежного обращения услуг. Однако многие участники рынка говорят о необходимости дальнейшего совершенствования отраслевых документов. Мы поговорили с генеральным директором Ассоциации организаций в сфере наличного денежного обращения, инкассации и перевозки ценностей (Ассоциация «НДО») Сергеем Касьяном о том, в каких направлениях будет вестись дальнейшая работа.
Корр.: Как вы оцениваете принятый в этом году Стандарт качества услуг инкассации и перевозки ценностей? Какие проблемы он может решить уже в текущем виде?
С.К.: Ассоциация «НДО» положительно оценивает отраслевую тенденцию по созданию стандартов. В первую очередь необходимо отметить, что обсуждение необходимости создания документа, описывающего довольно сложную услугу инкассации, позволяющего посмотреть на нее не только изнутри, но и со стороны заказчика, велось уже несколько лет. По инициативе Ассоциации банков России в прошлом году началась работа по созданию Стандарта качества услуг инкассации и перевозки ценностей. И Ассоциация «НДО» принимала самое активное участие в этой работе, До этого уже в 2017 г. нами был разработан, а в марте с. г. актуализирован Стандарт «Инкассация и перевозка ценностей», который в первую очередь нацелен на вопросы внутренней работы и обеспечение безопасности процессов.
Особенность утвержденного Ассоциацией банков России стандарта в том, что его принятие является добровольным, к нему можно просто присоединиться. Содержание данного стандарта впервые отражает взгляд клиента на требования к качеству услуг инкассации и перевозки ценностей, что само по себе представляет безусловную отраслевую ценность. Вот этого стороннего взгляда на привычные процессы нам очень не хватало все это время.
Банки, присоединившиеся к Стандарту:
- - Банк ВТБ (ПАО)
- - КБ «ЭНЕРГОТРАНСБАНК» (АО)
- - ПАО «Промсвязьбанк»
- - ПАО Сбербанк
- - Банк ГПБ (АО)
Корр.: Сейчас Стандарт принят – но ведь внутриотраслевая работа на этом не заканчивается?
С.К.: Безусловно. Мы в Ассоциации определили круг задач, над которыми будем работать в самое ближайшее время. Считаем, что, решая задачи по стандартизации качества услуг, необходимо далее:
- - сближать уровни качества услуг, предоставляемых различными организациями;
- - обеспечивать взаимозаменяемость услуг, их элементов;
- - содействовать развитию отрасли;
- - содействовать обмену научно-технической информацией;
- - устанавливать требования к техническому уровню и качеству составляющих услугу элементов, оборудования, процессов и др., оптимизировать работу обеспечивающих отрасль технологических компаний;
- - содействовать разработке унифицированных систем документации, информационных систем;
- - развивать терминологию и условные обозначения;
- - формировать системы безопасности труда, системы в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
- - создавать благоприятные условия для развития отраслевой социальной, правовой, технической и экономической культуры.
То есть основная задача нового Стандарта – упорядочить объекты стандартизации. А дальше начинается уже наша работа.
Корр.: Нуждается ли, на ваш взгляд, этот документ в дальнейшем дополнении или возможно появление других нормативов для профессионального сообщества?
С.К.: Мы очень рады тому обстоятельству, что работа начата и первый документ принят. Считаем необходимым продолжать эту работу, изучать практику, актуализировать положения Стандарта. В будущем для столь важной сферы как инкассация, связанной в том числе с обеспечением национальной безопасности, необходимо создание целого пула обязательных отраслевых стандартов в рамках обязательного саморегулирования.
Например, такая проблема – счетно-сортировальные машины (ССМ) сейчас работают в разных программных форматах, которые часто не стыкуются с внешними системами. Это вынуждает банки тратить значительные ресурсы – как материальные, так и кадровые – на обработку полученных данных, составление отчетов и передачу их по инстанциям. Создание стандарта, унифицирующего интерфейсы взаимодействия ССМ с внешними системами – системами сбора данных о результатах обработки банкнот, системами удаленного мониторинга качества работы ССМ, системами роботизированной подачи и изъятия банкнот, системами видеоконтроля процессов обработки и др. – позволит решить сразу много задач. В первую очередь, снизит затраты на разработку, внедрение и эксплуатацию интегрированных систем, сопряженных с ССМ, а также повысит эффективность и надежность работы этих систем.
Корр.: Бизнес инкассации становится с каждым годом менее маржинальным и более зарегулированным. Есть ли интерес со стороны возможных новых игроков, желающих войти в эту индустрию?
С.К.: Действительно, мы наблюдаем недостаточность маржинальности в данном виде деятельности, эта тема часто обсуждается на различных отраслевых площадках.
Однозначного решения у этой проблемы нет. Что же до «зарегулированности», то мы, напротив, считаем, что регулятор последовательно проводит политику передачи решений применения конкретных технологий на усмотрение предприятий отрасли. Это предоставляет нам некоторую свободу действий. Да, действительно, количество игроков на рынке сокращается, а функция инкассации все чаще передается на аутсорсинг. Это реальность. Наша же задача – гарантировать, что заказчикам будет предоставлена качественная услуга по адекватной цене.
Корр.: С точки зрения клиента-ретейлера: с какими компаниями сейчас удобнее иметь дело – крупными или небольшими?
С.К.: В крупном ретейле распространена политика работы как минимум с двумя поставщиками по каждому продукту или бизнес-услуге. В такой ситуации клиенты меньше смотрят на размер компании, а скорее – удобно ли с ней работать и сколько будут стоить ее услуги.
Корр.: Поменяет ли самоинкассация рынок?
С.К.: Действительно, услуга самоинкассации, которая основана на применении новых технологий, оборудовании, распространяется стремительно. Представляется эта тенденция очень прогрессивной, она может оказать существенное воздействие на ситуацию на рынке. Какое именно – увидим через некоторое время.
Корр.: Что ждет рынок инкассации в ближайшем будущем? Какова роль Ассоциации «НДО» в происходящих изменениях?
С.К.: Ассоциация «НДО» готовит второй большой отраслевой аналитический Обзор, который будет опубликован к концу осени. Объем наличных в обозримом будущем сокращаться не собирается, технологии обработки развиваются, а профессионализм и опыт управленцев отрасли растет. Цель Ассоциация «НДО» остается неизменной – работать над целостностью отрасли, помогать всем заинтересованным в процессах НДО сторонам развиваться и постоянно улучшаться.