Опубликовав в прошлом номере «БСМ» основные положения доклада Банка России «Развитие и регулирование рынка инкассации и перевозки наличных денег», мы пригласили наших читателей и представителей экспертного сообщества к дискуссии о будущем отрасли. Первой на наше предложение откликнулась Председатель Правления Ассоциации «НДО», кандидат юридических наук Елена МЕЛАНИЧ.
Часто ли мы задумываемся о смысле своей работы? А ведь работа предоставляет человеку возможность строить свою жизнь и биографию, позволяет самостоятельно принимать решения, определять свое служебное время и выбирать задачи, решение которых приносит наибольшую удовлетворенность, работа может раскрывать внутренний потенциал, усиливать профессиональные навыки, помогать нам развиваться в желаемом направлении, достигая внутренних целей.
Насколько возможна эффективная работа вне коллектива? Многим кажется, что есть некие гении-одиночки, как, например, Альберт Эйнштейн, которые работают без отдыха в удалении от всех, пока у них в голове не засияет формула E=mc2. Время поменялось, теперь открытиями занимаются группы, часто включающие представителей разных дисциплин. Но даже после того как открытие сделано, настоящая работа только начинается. Многие выдающиеся ученые отмечают, что развитие новой идеи и превращение ее в полезную сущность требуют участия еще большего количества людей, чем собственно изобретение.
Вы можете спросить: а причем здесь отрасль НДО? Но глобально наша индустрия ничем не отличается от прочих: у нас тоже есть коллективы, мы внедряем и активно используем инновации и открыты нестандартным идеям. Вот и на современном этапе развития отрасли мы пытаемся осмыслить свое настоящее и будущее. В этом нам помогает Банк России, который опубликовал доклад для общественных консультаций «Развитие и регулирование рынка инкассации и перевозки наличных денег». Мы все хотим устранить уже надоевшие проблемы, построить более престижную, успешную и устойчивую отрасль.
Заметим, что, как и все системы, отрасль НДО должна обладать обязательными свойствами: целостность, организованность, функциональность, структурность, выраженное поведение, рост/развитие, устойчивость. Все эти свойства должны исходить из талантливой отраслевой архитектуры. При этом всем хочется, чтоб некий «Альберт Эйнштейн» все грандиозно правильно придумал, энергично внедрил и еще более энергично поддерживал. Но важно помнить, что речь идет о коллективной работе!
Для успеха нашей отрасли, которого мы все желаем, необходима не только вертикаль сильного регулятора, но и горизонталь гражданских институтов, профессиональных корпораций в различных правовых формах. Вместе они должны обеспечивать три важнейшие закономерности устойчивости:
— Цикличность как многократное использование ресурсов: трудовых, инфраструктурных, материальных (в том числе самих купюр и монеты), др.;
— Отрицательная обратная связь, являющаяся механизмом, который любые отклонения системы от своего нормального состояния приводит к регуляции, и возвращающая систему в нормальное состояние;
— Разнообразие видов элементов системы, которое обеспечивает достаточное количество организаций, альтернатив, мнений и др.
Хотелось бы отметить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются организации по предоставлению услуг инкассации и перевозки наличных денег:
— существенные отклонения конкурсных условий от фактических («невыборка» услуг по объемам, частота и график заездов, количество срочных заявок, локации объектов);
— дефицит кадров, непопулярность профессии, существенное сокращение подразделений инкассации в отрасли ввиду убыточности;
— существенный рост затрат на спецтранспорт и дефицит транспорта на рынке для пополнения и замены автопарка;
— дисбаланс конкурентной среды: разное правовое обеспечение, порождающее различие в моделях работы, разные уровни расходов, ценовую политику, «убивающую» отрасль и рыночную конкуренцию;
— правовое обеспечение безопасности инкассации, в том числе так называемого тротуарного риска.
С другой стороны, заказчики услуг инкассации и перевозки ценностей столкнулись с сокращением количества поставщиков услуг и, соответственно, сокращением выбора; нередко возникают ситуации, когда услуги не могут быть предоставлены в требуемом объеме.
Отметим некоторые важные моменты, которые могли бы способствовать улучшению экономики и ценообразования в отрасли:
— правовой запрет на работу «серых инкассаторов»;
— разработка типовой методики расчета себестоимости услуг инкассации и ее составляющих;
— разработка механизма соблюдения ценовых рамок через согласованный с ФАС РФ Меморандум операторов;
— отмена НДС на перевозку между ВСП кредитно-финансового учреждения при обслуживании банкоматов, терминалов и других автоматических устройств в рамках сквозного процесса инкассации;
— разработка общеотраслевых требований к конкурсам на услуги инкассации и перевозки наличных;
— инвестиции в технологичность.
Поделимся еще некоторыми соображениями по части отраслевой экономики. В связи с недостаточной рентабельностью услуг инкассации уже начался рост цен. Разумеется, повышение цен на инкассацию в несколько раз не означает автоматического повышения расходов заказчиков услуг, например торговых сетей, на обслуживание платежей в несколько раз. Простые расчеты на основании данных о балансе и стоимостях безналичных и наличных транзакций показывают повышение общих расходов на обслуживание платежей на 5–7%. Конечно, это тоже не очень приятно для заказчиков, но решает вопрос предоставления качественных услуг по инкассации и перевозке ценностей.
В рамках Совета НДО Банка России функционирует рабочая группа «Профилактика преступлений в сфере НДО» с участием ВНИИ МВД РФ, которая рассматривает значимые вопросы, в том числе:
— криминалистическая характеристика преступлений в сфере НДО;
— угрозы общественной безопасности, сопряженные с инкассацией и перевозкой ценностей;
— место НДО в программе «Безопасный город»;
— профилактика преступлений при работе специального транспорта инкассации и перевозки ценностей;
— профилактика преступлений при пешем перемещении инкассаторов;
— актуальное состояние нормативно-правовой базы в сфере обеспечения безопасности инкассации;
— статистический анализ в сфере обеспечения безопасности инкассации, методика формирования аналитики по правонарушениям в сфере;
— выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере инкассации;
— меры пресечения преступной деятельности в сфере инкассации;
— необходимые изменения/дополнения в законодательство;
— научная деятельность в сфере предупреждения преступлений в сфере НДО.
В ближайшее время планируется выпуск монографии «Обеспечение безопасности инкассации и перевозки ценностей в России», в которую войдут следующие разделы:
— Актуальные организационно-правовые аспекты обеспечения безопасности инкассации и перевозки ценностей;
— Угрозы и риски в системе обеспечения безопасности
— Меры реагирования;
— Профилактика преступлений;
— Совершенствование праворегулирования;
— Научное обеспечение;
— Характерные примеры и международный опыт.
Ассоциация «НДО» готовит ответы на вопросы, поднятые в докладе Банка России. Ассоциация будет очень благодарна читателям журнала «БСМ», если они направят нам свои соображения, предложения и замечания. Все предложения будут рассмотрены и найдут свое отражение не только в ответах на вопросы консультационного доклада Банка России, но и помогут в осуществлении экспертной работы Ассоциации «НДО».
Всегда держите в уме — только вместе мы сможем сделать нашу отрасль такой, какой она заслуживает быть!
Источник: журнал «Банкноты стран мира» № 10 Октябрь 2024