Об этом заявил Станислав Кузнецов, зампред Правления «Сбера», на конференции «Современные решения для развития сети устройств самообслуживания».
В мероприятии, в ходе которого были представлены новые инструменты и возможности для развития бизнеса, приняли участие первые лица банков РФ, руководители, топ-менеджеры и партнеры «Сбера».
Как отметил заместитель председателя Правления «Сбербанка», в России существенных скачек объемов наличных в обращении произошел с началом пандемии в 2020 году. Вторая волна совпала с началом специальной военной операции в феврале 2022 года. При этой существует мнение, согласно которому не менее 55–60% наличных денег продолжает сегодня находится на руках у населения.
При этом доля расчетов с использованием наличных денег в торговой рознице в среднем по Европе оценивается сегодня в 30–35%, причем в Германии она несколько выше (как, впрочем, и в США). Что же касается России, то у нас доля платежей наличными составляет, по различным оценкам, от 20–22% до 25%, что является достаточно высоким уровнем в сравнении со многими странами мира. При этом данный показатель в последние годы демонстрирует устойчивость при минимальной волатильности, что дает повод ожидать сохранения существующих пропорций как минимум до конца 2023 года. Более того, возможен даже небольшой (порядка 10%) рост расчетов наличными.
Коснувшись современного уровня развития технологий, используемых в устройствах банковского самообслуживания, Станислав Кузнецов подчеркнул, что сегодня банкомат «превратился в самостоятельный объект банковского подразделения», поскольку почти все услуги и продукты банка могут предоставляться через данный канал. Благодаря этому устройства самообслуживания во многом заменяют такие традиционные объекты банковской инфраструктуры, как, например, отделения.
Единственным сдерживающим фактором на этом пути представляется финансовая и компьютерная грамотность самих пользователей, зачастую не позволяющая им в полной мере использовать предоставленные технологические возможности для полноценного финансового самообслуживания.
Поэтому одна из актуальных тем обсуждения для участников банковского сектора – объединение усилий в направлении реализации эффективных мер, позволяющих повысить пользовательские компетенции и финансовую грамотность массового потребителя, а также преодолеть некий еще имеющий место барьер недоверия населения к устройствам самообслуживания.
Говоря об одной из крупнейших на рынке инфраструктуре самообслуживания и НДО, которой располагает сегодня «Сбер», Станислав Кузнецов отметил – банк владеет инкассаторской службой, в которой занято порядка 13 тыс. специалистов, а также тремя сотнями кассово-инкассаторских центров. Несмотря на некоторые сокращения, последовавшие в этом сегменте в последние годы, банку удалось повысить эффективность своей инфраструктуры и обслуживать даже большее количество объектов инкассации (около 110 тыс.), чем это было возможно ранее.
В свою очередь, собственная сеть устройств самообслуживания «Сбера» составляет сегодня без малого 29 тыс. машин, а порядка 10,5 тыс. ВСП банк обслуживает в ежедневном режиме.
При этом, по словам Станислава Кузнецова, «Сбер» активно использует и собственные ИТ-решения. Вопросы импортонезависимости стоят сегодня как никогда остро, и на этом фоне «Сбер» предлагает всем участникам рынка ознакомится с перечнем своих разработок в сфере ИТ в ходе мероприятия.
Особое внимание в своем выступлении заместитель председателя Правления «Сбербанка» уделил вопросам обеспечения безопасности и надежности сети устройств самообслуживания. Так, одним из важнейших аспектов в плане обеспечения непрерывности деятельности инфраструктуры «Сбера» он назвал 97-процентный показатель доступности сети устройств самообслуживания. «Это очень высокий показатель, потому что обычно кредитная организация ставит перед собой цель добиться максимум 93–95%, – подчеркнул Кузнецов. – Держать уровень доступности сети на более высокой отметке для большинства участников рынка становится слишком дорого».
Конечно же, таких результатов нельзя было бы добиться без постоянного мониторинга и анализа аспектов кибербезопасности и киберустойчивости. Причем именно полный цикл направлений, от разработки собственных ИТ-решений, эффективного взаимодействия с клиентом, развития карточного бизнеса и до тщательно продуманных инновационных подходов к безопасности позволяет сегодня «Сберу» утверждать, что его услуги являются сегодня одними из самых востребованных, надежных и безопасных на рынке.
По словам Станислава Кузнецова, «мы пошли еще дальше, и за последние несколько лет начали фокусироваться на предоставлении своих услуг нашим коллегам из сторонних кредитных организаций. Сегодня мы предоставляем такие услуги в тех или иных объемах уже 145 банкам – это и инкассация, и устройства самообслуживания».
Источник: Журнал ПЛАС