Объем украденных из банков средств в I квартале 2022 года оказался одним из самых высоких за последние годы, одновременно уровень возврата похищенных мошенниками средств рекордно низкий.
Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на опубликованный Центробанком квартальный отчет об инцидентах.
Накануне Банк России опубликовал данные «Обзора отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств» за I квартал 2022 года. Согласно ему, за отчетный период было проведено около 258,1 тыс. операций без согласия клиента против 237,7 тыс. за аналогичный период прошлого года. Их объем увеличился с 2,873 млрд до 3,294 млрд рублей.
Деньги не возвращаются
Регулятор зафиксировал рекордно низкий уровень возврата похищенных средств за все время наблюдений — 204 млн рублей. При этом общий объем похищенных средств (почти 3,3 млрд рублей) — второй по объему показатель за всю историю наблюдения. Потери были выше только в IV квартале прошлого года (4,5 млрд рублей).
Доля возвращенных средств от общего объема похищенных впервые упала ниже 7%. При этом возврат денег снизился почти во всех сегментах: по операциям без согласия клиента с использованием банкоматов и терминалов, в интернет-торговле, в дистанционном банковском обслуживании физлиц.
Хотя есть операции, которые можно вернуть с помощью заявлений о несогласии, 99% операций, связанных с социальной инженерией (манипулирование гражданами), не подлежат возврату или идут на усмотрение банка, обслуживающего клиента, объяснил директор центра противодействия мошенничеству компании «Информзащита» Павел Коваленко.
Социальная инженерия
Доля социнженерии в I квартале составила 52,5%, это ниже показателя I квартала прошлого года (56,2%). Несмотря на снижение, результат превышает показатели II и III кварталов.
Наиболее резкий рост социнженерии зафиксирован ЦБ в операциях без согласия клиента через банкоматы и терминалы. В I квартале 2022 года на нее пришлось 47,2% от всех таких хищений. В прошлые годы показатель составлял около 20%.
Данные объясняются тем, что люди охотнее доверяют мошенникам, когда речь идет об операциях через банкоматы и терминалы, считает эксперт Алексей Сизов. При этом выявить такие операции труднее, чем те, которые проводятся через интернет-банк. Эксперты добавляют, что в I квартале многие граждане находились в стрессе из-за ограничений и проблем с переводами, что тоже способствовало росту хищений: люди охотнее верили, когда им предлагали перевести деньги на «безопасный» счет.
Источник: Banki.ru