В новой социально-экономической ситуации наблюдается изменение платежного поведения россиян: часть тех, кто раньше предпочитал расплачиваться преимущественно безналичным способом, чаще стали пользоваться наличными. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга Аналитического центра НАФИ.
Отмечается, что в рамках оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ сравнил типичное платежное поведение россиян (каким образом они обычно осуществляли оплату товаров и услуг в течение последнего года) и поведение в изменившихся условиях (какой способ оплаты использовали в последние дни). Доля людей, предпочитающих совершать безналичные платежи, сократилась с 72% до 68%, однако большинство россиян по-прежнему предпочитают расплачиваться именно безналичным способом.
Доля россиян, преимущественно расплачивающихся наличными, выросла на 5 процентных пунктов и достигла 30% (до изменения экономической ситуации наличными расплачивались 25% россиян). Тенденция незначительного сокращения доли безналичных платежей и роста оплаты наличными наблюдается во всех социально-демографических группах. При этом переход к наличной оплате более всего характерен для самой экономически активной группы — россиян от 25 до 44 лет с доходами выше среднего. Представители этой группы вдвое чаще заявляли о том, что снимали деньги с банковских карт и оплачивали товары и услуги наличными.
По данным опроса, безналичные платежи чаще выбирают женщины, жители ЦФО, СЗФО и ДФО. Как правило, среди сторонников безналичных платежей больше тех, кто имеет высшее образование, работает квалифицированным специалистом или руководителем любого уровня.
«Говорить о тенденции отказа россиян от безналичной оплаты рано. В России очень высокий уровень использования безналичной оплаты, и установки людей, которые привыкли расплачиваться безналичными способами, вряд ли будут меняться. Все платежи внутри страны с использованием пластиковых карт проходят без каких-либо затруднений, а сложности есть только при бесконтактной оплате со смартфонов и оплате в зарубежных интернет-магазинах», — пояснила директор направления исследований цифровой экономики Аналитического центра НАФИ Лейсан Баймуратова.
Источник: Banki.ru